e_markelov (e_markelov) wrote,
e_markelov
e_markelov

Category:

О системе образования одаренных детей в странах Юго-восточной Азии

Е.В.Маркелов, к.и.н., директор Школы-интерната «Интеллектуал»

Аннотация
В статье кратко рассмотрены вопросы образования одаренных детей в Китае, Республике Корея (Южная), Сингапуре и Таиланде. Статья не претендует на полноту изложения вопроса, так как проблема излагается, в основном, в ключе деятельности школы «Интеллектуал» и является результатом наблюдений и профессионального общения, имевших место в ходе поездок в Китай и Корею, и прямых контактов с деятелями образования Таиланда и Сингапура.
В статье делается вывод, что экономические успехи указанных стран Юго- Восточной Азии находятся в тесной связи с их политикой в области образования в целом и особым вниманием к работе с одаренными детьми, в частности.

Ключевые слова:
Система народного образования в странах Юго- восточной Азии, работа с одаренными детьми, культурная революция, ЕГЭ, Китайская народная республика, Республика Корея, Таиланд, Сингапур.

На сегодняшний день Юго-восточная Азия является одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Экономические успехи находящихся здесь стран очевидны. Сегодня здесь сосредоточена большая часть реального сектора экономики. Здесь «мастерская мира», сюда стекаются капиталы, быстро растут города.
Очень интересно, как эти несомненные успехи связаны с политикой в области образования и как они отражаются на его дальнейшем развитии. Особенно нас интересует тот сектор, который связан с образованием одаренных детей. Опыт работы с ними имеет серьезные национальные особенности.
Школа-интернат «Интеллектуал», созданная Департаментом образования города Москвы в 2003 году, как ресурсный центр по работе с одаренными детьми, в своей недолгой истории активно сотрудничала с Республикой Корея (Южная), Китайской народной республикой, Сингапуром и немного с Таиландом. Так получилось, что именно страны Юго-восточной Азии проявили острый интерес к нашей школе в первые годы ее существования. В свою очередь, и мы имели некоторую возможность познакомиться с образованием, в том числе и одаренных детей в этих странах. Именно этому небольшому опыту и посвящена эта статья.

Китай [1, 2, 3, 4.]
Говоря об образовании в регионе Юго-Восточной Азии начать, конечно, следует с Китая. Не только потому, что это самая большая страна региона. Но в первую очередь потому, что основой «китайского чуда», безусловно, являются потрясающие успехи этой страны в области образования. Еще 50 лет назад малограмотный, Китай сегодня добился всеобщей грамотности и создал интересную систему образования, оказывающую влияние на большинство сопредельных стран.
Рассказывая о современном состоянии образования в КНР начать необходимо с «Культурной революции», проведенной Мао Цзэдуном в 1960-х годах. Сегодняшний успех Китая — во многом результат тех неоднозначных событий. Сегодня, спустя 40 лет можно оглянуться и оценить истинный смысл происшедшего.
Чтобы понять, смысл «Культурной революции», необходимо сказать несколько слов о некоторых особенностях китайской культуры. В китайском языке письменность имеет особое значение. Она гораздо больше влияла на развитие языка, чем у других народов. Иероглифическая система классического китайского письма - очень сложная. На протяжении многих веков в Китае формировалась каста «избранных» - способных освоить письменность. Грамотный мог стать чиновником, ученым, словом непростым человеком. В Китае каждый знает, что положение в обществе определяется образованием, мотивация на получение образования традиционно очень велика. Но, даже имея способности, простой человек не имел времени, чтобы учиться. Положение мало изменилось и после победы социалистической революции в Китае. Необходимо было создавать индустрию, строить энергетику, современное сельское хозяйство и т.д. Бесценную помощь оказал в 1940-50-е годы Советский союз. Именно благодаря ей Китай отстоял свою независимость и именно так это оценивают там. Старшее поколение (те, кому за 50 лет) почти все учили русский язык в школе.
«Культурной революцией» стало создание новой системы письменности. Это было новое, фонетическое письмо. То- есть теперь знаки записывали звуки, как в большинстве языков на Земле. Хотя количество знаков и теперь оставалось не маленьким, выучить их стало гораздо проще. Новая письменность доступна каждому. Она легко ложиться на клавиатуру компьютера. Это, фактически, буквенное письмо, приспособленное к особенностям китайского языка. Именно благодаря новому письму в Китае решена проблема всеобщего образования. Благодаря новой системе созданы сотни университетов, подготовлены миллионы специалистов и сотни миллионов грамотных рабочих. Однако и издержки были велики. В жерле «культурной революции» сгорела большая часть носителей традиционной культуры, интеллигенции. Особенно пострадало гуманитарное направление.
Только сейчас стали уделять большое внимание таким вопросам, как восстановление национальной психологической школы и вообще гуманитарным курсам. Сегодняшний день требует все большего внимания к психологии. Именно вопросы сотрудничества на почве обмена студентами, аспирантами и преподавателями-психологами нашли наибольшее понимание у китайских коллег. Сегодня эта страна очень нуждается в восстановлении и развитии национальной психологической школы. Это направление одно из приоритетных в сотрудничестве с педагогическими вузами РФ.
Система образования в КНР, как и везде, включает начальную (1-6 класс) и основную (7-9 класс) и полную (10-12 класс) среднюю школы, а также высшее и среднее специальное образование. В Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и профилей. Законы Китая дают право на получение образования каждому человеку, в том числе представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам. Китайское правительство придает важное значение распространению базисного образования. После обнародования в 1986 году "Закона КНР об обязательном образовании" в большинстве районов страны было введено обязательное начальное обучение. В крупных городах и некоторых экономически развитых районах введено обязательное среднее (основное) образование первой ступени. Приблизительно 73 процента подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1 процента ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование.
За годы реформ 1980-90-х годов 280 тыс. китайских студентов были посланы за рубеж, свыше 100 тыс. уже вернулись на родину. Находясь за рубежом, китайские студенты неизменно привлекают внимание своей прилежностью и сравнительно высокой базовой подготовкой по таким предметам, как математика, физика, биология. Обращает на себя внимание исключительно широкая география зарубежного обучения: в настоящее время студентов из КНР принимают свыше 100 стран. К сожалению, в нашей стране китайских студентов совсем немного.
Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной "лестнице" - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и тому подобное. Вместе с тем все большее распространение получают частные (негосударственные) университеты. На них приходится примерно 25% студентов в крупнейших образовательных центрах — Пекине, Сиане и Шанхае. Избирательность системы высшего образования проявляется еще в одном пункте: ВУЗы страны разделены на несколько иерархических категорий. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае одновременно по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в ВУЗ соответствующей набранным баллам категории (или более низкой категории, что, разумеется, не возбраняется).
Образование в Китае — настоящая национальная идея. Практически все без исключения участвуют в его финансировании. Хотя официально государство финансирует образование до 9-го класса, нам ни разу не удавалось слышать слово «бесплатно» относительно к образованию. Наверное, в глухих сельских районах школы действительно бесплатны, но в городах родителей приучают активно поддерживать образовании детей. Цена обучения от 3 до 10 тыс. долл. США в год. Это в государственных школах. Вместе с тем распространение получают и негосударственные школы. К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200 всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца. Это и понятно, ведь Китай добился того, что дипломы китайских вузов «конвертируются», то есть признаются другими странами, а это, в свою очередь требует серьезнейшего государственного контроля.
В Китае нет специальных школ для одаренных детей. Но в этой стране широко используются те возможности, которые открывает для средней школы близость университетских центров. При каждом университете существует школа, иногда несколько. Эти школы обеспечены университетскими кадрами и позволяют давать образование повышенного уровня. Естественно, это относится, в первую очередь, к старшим классам, но и средним перепадают большие возможности через систему дополнительного образования.
Кроме того в Китае создана иерархическая система школ: во всех провинциях, городах выделяется несколько лучших школ, среди них самая лучшая - «супершкола». Они получают наибольшую государственную поддержку, и, главное – право конкурсного отбора. Их несколько на весь Китай. Они приглашают лучших преподавателей из разных стран. Это элитные заведения, где учатся не только китайцы, но и граждане США, Англии, Австралии, Канады и др. стран. Обучение платное (5-10 тыс.$), но дело стоит того и желающих больше, чем мест.
Примером такой школы является Shanghai High school. Шанхайская школа была основана в 1865 году. Это одна из старейших школ в Китае. В 1993 году было образованно международное отделение этой школы, а в 1995 году на базе этой школы создан бакалавриат. Школа производит неизгладимое впечатление: она находится в огромном по размеру кампусе с замечательным парком и полным комплектом спортивных сооружений.
Цифровые лаборатории по биологии, экологии, химии, физике. Берутся биохимические анализы крови, параметры движущихся тел сразу регистрируется на компьютере, в школьных лабораториях используются нанотехнологии. Кабинеты рассчитаны на 40 учащихся (против обычных для Китая 60-62). Китайские ученики учатся в Шанхайской школе в 10-12 классе, а иностранные ученики с 9 лет, т.е. с 4-ого класса.
Всего в школе 3200 учеников, из них 1200 китайцев, и две тысячи иностранцев. Для них построены отдельные корпуса. Всего два профиля специализации - точные и химико- биологические науки. Специализация длится только 1 год, в 12 классе.
С учениками работает три группы специалистов - университетские ученые, педагоги, психологи. Педагогическая нагрузка составляет 18 часов, в то время как в обычной школе- 12 часов. Правда, зарплата здесь выше - только минимальная — 800 долларов. 20 % выпускников едут учиться за границу, в престижные университеты США. Все образование в Шанхайской школе платное. Преподавание в школе осуществляется на английском языке.
В школе есть музей — в нем история выпускников, среди которых немало видных государственных деятелей, ученых, людей которыми гордится страна. Вместе с тем многие выпускники школы поступают в престижные университеты в других странах и это тоже предмет гордости школы.
К «супершколам» принадлежит и XI’AN GAO XIN №1 High School.
Школа №1 г. Сиань – старшая школа. Обучение в школе платное 5 000 долларов США. В школе учится 5 000 человек. В классе 400 человек, в группе (это то, что мы называем «класс») - 50 человек. «Классом» в Китае называют то, что у нас в стране принято называть «параллель». Большинство учеников поступает в университеты города Сиань и другие Китайские университеты.
Многие выпускники поступают в Массачусетский технологический институт, другие известные университеты США, Австралии, Канады.
Школа при Северо- Западном университете в Сиане (Attached Middle School To Northwest University) не принадлежит к “супершколам”, но относится к школам “первого порядка”. Школа существует 48 лет. В настоящее время - это одна из лучших школ в этой провинции. Всего здесь учится 2500 учеников. Сейчас она делится на старую и новую. С 7- по 10 класс дети учатся в новой, в 11-12 классе учатся в старой. Новая школа находится в 3 км от старой. В новой школе построена поликлиника, имеется полный комплект спортплощадок. Обучение в школе платное. Плата составляет около 5000 долларов США в год. Школа работает на хозрасчете.
Школа ориентирована на точные и естественные науки. Им уделяется огромное внимание. Есть день физики, день математики, биологии и т.д., которые проходят как яркие праздники. Работа по проблемам развития одаренности не ведется, так нет соответствующей подготовки учителей и нет психологов.

Особую роль играет ЕГЭ. В Китае он проводится с 1-го класса. По результатам единого экзамена проводится «микширование» групп внутри классов, выделяются «элитная» и «слабая» группы, а в старших классах — группы, склонные к специализации в тех или иных областях. Это деление на группы позволяет выделять наиболее талантливых детей. Затем их собирают в «супершколах». В старших классах во всех школах — 40-часовая рабочая неделя. То есть 8 уроков каждый день.
ЕГЭ позволяет также отделить тех, кто достаточно успешен для обучения в старшей школе. Те, кто после 9-го класса не набрал достаточно баллов для поступления в старшую школу, получают возможность сделать это еще раз после службы в армии.
Особую роль в работе с одаренными детьми играет дополнительное образование. При каждой школе создаются кружки, позволяющие развивать различные типы одаренности.
Российский опыт работы с одаренными детьми вызвал большой и неподдельный интерес в Китае. Руководитель департамента образования города Куньмин (провинция Юннань), послушав рассказ о школе «Интеллектуал», заявил, что хочет открыть такую же школу у себя и изъявил намерение приехать в Москву. К сожалению, крупное землетрясение, происшедшее прошлой весной, а затем Олимпийские игры на время отложили эти намерения.
Директор Shanghai High school, мистер Танг, о существовании «Интеллектуала» узнал еще за год до нашего приезда. Команда Shanghai High school встретилась с учениками нашей школы на конференции в Сингапуре, где они выступили весьма успешно. В мае 2008 года делегация из шанхайской школы посетила Москву, где проявила большой интерес к преподаванию математики, а также организации обучения одаренных детей. За три дня они посетили Московский психолого-педагогический университет, 57 школу, МХЛ(1303), «Интеллектуал», а также Лабораторию одаренности МГППУ. В результате были подписаны договора о сотрудничестве с МГППУ и «Интеллектуалом». Представляя не только свою школу, но и все учительское сообщество Китая (он является вице-президентом китайской ассоциации учителей), мистер Танг не скрывал интереса к сотрудничеству в деле образования одаренных детей.
Одним из самых больших успехов Китая, думается, является создание системы открытого образования. Создав мощные университетские центры — Пекин (60 государственных + 20 негосударственных университетов), Сиань (45 государственных + 15 негосударственных университетов), Шанхай (36 университетов) и другие, КНР не только сформировала огромное студенческое сообщество внутри страны, но и охотно привлекает учащихся из других стран. Так при упомянутом выше Северо-западном университете г. Сиань есть международный факультет, рассчитанный, в том числе и на абитуриентов из государств СНГ: республик Средней Азии - Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Заметим, впрочем, что и москвичей мы там встретили немало. Общаясь со студентами — москвичами удалось выяснить, что университет реализует несколько программ поддержки студентов-иностранцев.
Что же привлекает молодежь учиться в Китае? Во-первых, диплом, который признается в большинстве стран мира. Во-вторых, дешевизна. Жизнь в Китае недорога, образование тоже стоит недорого, а для тех, кто учится хорошо и участвует в соответствующих программах и вообще бесплатно. Заметим, что для многих ребят из СНГ это очень важные факторы, которые при выборе между менее качественным китайским и российским образованием заставляют их сделать выбор в пользу первого. Но в китайских университетах учатся не только выходцы из СНГ. Много здесь и студентов из Республики Корея (Южная), КНДР, Таиланда, Сингапура и других стран. С удивлением выяснили мы, что немало учится в Китае и студентов из США, Англии, Австралии, Новой Зеландии, Канады. Китай много делает для привлечения студентов из этих стран.
Одним из способов привлечения иностранных студентов является организация элитных школ с обучением на английском языке. Такой школой является упомянутая выше Международная школа при Shanghai High school. А Международная школа в Пекине просто потрясает и своими размерами, и оборудованием, и качеством организации быта.
Немаловажным в системе открытого образования является и готовность к контактам и обменам. Эта готовность опирается на серьезнейшую поддержку государства. Создавая «Институт Конфуция» и «Школу Конфуция», КНР не только способствует распространению китайского языка, но и создает возможности для посещения Китая учащимися из других стран, привлекает потенциальных студентов.
Результат налицо. Несмотря на то, что китайское образование пока уступает по качеству образованию лучших мировых образовательных центров, все больше хороших студентов едут туда. А ведь не секрет, что качество университета определяется не только уровнем профессуры, но качеством студентов. И в этом тактика, выбранная КНР, уже дает замечательные плоды. Уровень китайских вузов все выше. Они поднимают и престиж страны. Немало способствуют этому и регулярные победы китайских школьников на международных олимпиадах.

Корея [6]
Свою политику в образовании представители Республики Корея в общении с нами сформулировали так: «Наша маленькая страна окружена 4-мя гигантами: США, Китай, Япония, Россия. Сегодня мы ввозим технологии и достигли большого успеха в их реализации, но если мы не научимся их создавать – у нашей страны не будет будущего. Чтобы создавать технологии нужно много внимания уделять образованию. Значит? образование – наш главный приоритет». О том, что от образования зависит твое будущее и будущее твоей страны в Корее знает каждый. Страна тратит на образование до 10% ВВП. Это один из самых высоких показателей в мире. Но и сами граждане Республики Корея не жалеют денег на образование. Заметим, что это вообще характерно для стран этого региона. Детям здесь уделяют большое внимание и стараются всячески развивать их таланты. Особое внимание уделяется одаренным детям.
Направления работы с одаренными детьми: создание специальных школ по работе одаренными и мотивированными детьми и развитие системы дополнительного образования. Создана «супершкола» для одаренных детей в городе Бусане (второй после Сеула по численности город республики Корея, крупнейший порт и образовательный центр). Школа получила название «Bussan Science Academy», а с 2006 года - “Korean Science Academy”, что подчеркивает ее национальное значение. Школа эта совершенно не похожа на китайские “супершколы”. Прежде всего, она не привязана жестко к университету, но сама по себе выполняет функции “детского университета”. В школе отрабатываются методы обучения и работы с этой непростой группой учащихся. В связке со школой работает институт «Institute For Gifted Education &Promotion». Несколько слов об институте. Институт занимается анализом работы с одаренными детьми во всем мире. Так, в школе “Интеллектуал” представители института появились через 1 месяц (!!!) после ее открытия. В РФ институт поддерживает дружеские отношения с СУНЦ (специальный университетский научный центр) МГУ, Новосибирским СУНЦем, (опыт этих знаменитых российских школ лег в основу концепции “Korean Science Academy”) с Московским химическим лицеем (1303), Лигой школ (1199), большой интерес проявляет к школе № 57. Институт организует 4 международные программы подготовки учителей города Бусана: в США, в Израиле, в России и в Сингапуре. С точки зрения корейских коллег, опыт этих стран в работе с одаренными наиболее интересен. Российская программа последние 5 лет осуществлялась совместно со школой “Интеллектуал” и, по оценке корейских коллег, была признана наиболее эффективной (см. Примерную программу 2008 года в приложении). Думается, что это не просто вежливые слова, во-первых, по тому, что финансирование год за годом открывали, а во-вторых, число слушателей летних курсов в “Интеллектуале” выросло с 45 в 2004году до 150 в 2008 году. Вместе с тем кроме города Бусана своих слушателей стали присылать еще 4 города. Так как аналогичные Бусанскому институты есть в каждом крупном городе Республики Корея. Институт занимается также повышением квалификации всех учителей города Бусан, работающих с одаренными детьми. Результаты всех курсов регулярно анализируются и публикуются в виде брошюр с фотографиями. Все участники курсов принимают участие в рефлексии. Эффективность курсов оценивается именно по результатам рефлексии учителей.
Теперь несколько слов собственно о школе. В “Korean Science Academy” только старшие классы. Это High School. Все ученики имеют возможность проживания в школе и находятся на полном государственном обеспечении. Конкурс в школу изначально – 150 (!) человек на место, в последние годы конкурс вырос (по некоторым данным, до 300 человек на 1 место). Выпускники освобождены от ЕГЭ, могут поступать в любой университет без экзаменов. Но главное – система преподавания в школе. Преподавание на английском языке, учителя приглашаются со всего Света. Оплата труда — высокая, на уровне профессорского состава университетов. Приглашенные преподаватели обеспечиваются общежитием или квартирой. Контракт заключается обычно не менее, чем на 1 год. Заказ оборудования для экспериментов по каталогу. Время поставки – 1 месяц. Любое лабораторное оборудование поставляется учителю, что создает уникальные возможности для экспериментальной работы. Основное направление - математика и естественные науки. Учебники, в основном, американские (США). Несмотря на то, что “Korean Science Academy” школа молода, она уже очень известна в мире, особенно в азиатско-тихоокеанском бассейне. Ее ученики участвуют во всех крупных конференциях исследовательских работ школьников. Исследовательская деятельность – очень важное направление деятельности “Korean Science Academy”. Для руководства исследованиями специально приглашают специалистов.
Очень интересную программу совместных исследовательских работ по органической химии осуществляют ученики бусанской школы с лицеистами Московского Химического лицея (лицей № 1303). Для этого каждое лето корейские ребята приезжают на практику в Москву. “Korean Science Academy” - место обучения учителей из других школ. На ее базе специалисты из института проводят курсы для учителей. Учителя совместно строят систему работы с одаренными детьми как в школах повышенного уровня (такие в Корее есть), так и в общеобразовательных школах.
Отбор учителей в школу очень серьезный. Внимание уделяется как знанию предмета, так и свободному владению английским языком. Предпочтение отдается тем, кто получал образование в университетах США. Правда, в последние годы все больший интерес проявляется к России. Это связано с тем, что в самой Корее все больше становится специалистов, получающих образование в РФ и понимающих ценность русской научной школы. Однако, в целом, очевидно, преобладает ориентация на США.
В Республике Корея обязательное (!!!) дополнительное образование по выбору родителей и детей. Во второй половине дня дети обязаны учиться в заведениях дополнительного образования. Считается, что именно в системе дополнительного образования происходит развитие ребенка, именно здесь лучшие и необходимые условия для выявления одаренности. При этом дополнительное образование в Корее платное и осуществляется за родительские деньги.
Подводя краткий итог, заметим, что в Южной Корее работа с одаренными детьми носит характер национальной программы, которая разрабатывается региональными центрами подготовки учителей. Но при этом эти центры взаимодействуют между собой и энергично обмениваются информацией и достигнутыми результатами.
Таиланд[7, 8]
- одна из быстро развивающихся стран Юго-Восточной Азии. Многонациональное население Таиланда в основном состоит из этнических тайцев и лаосцев. Также существует большая община этнических китайцев . Другие этнические группы представлены малайцами, монгами, кхмерами, а также вьетнамцами. В 1990-е и 2000-е годы образование в Таиланде шагнуло далеко вперед. В когда-то малограмотной стране сегодня в возрасте 15 лет и старше люди могут читать и писать: всё население: 92.6% мужчины: 94.9% женщины: 90.5% (перепись 2000 г.). Страна уделяет большое внимание образованию – расходы на него в 2005 году составили 4, 2 % ВВП.
В этой стране немало учебных заведений, привлекательных для изучающих английский язык. Немало английских, американских и австралийских школ открывают свои филиалы в Таиланде. Правительство страны поддерживает эти программы, так как они способствуют притоку денег в страну. Но все эти элитные школы с известными мировыми брендами рассчитаны, в первую очередь, на иностранцев и немногочисленных представителей местных состоятельных людей. Для большинства тайцев обучение в этих очень дорогих школах совершенно недоступно.
Обучение одаренных детей так же представляет большой интерес для Министерства образования Таиланда. Вслед за Китаем здесь пошли путем создания «супершколы». Для одаренных детей создана «Королевская школа». Поступить нее может каждый независимо от сословия и состояния. Обучение, воспитание и содержание детей берет на себя королевская семья. Конкурс в школу доходит до 300 человек на место. Школьники обучаются естественным наукам и математике. Особенно успешно отделение физики. Его выпускники легко поступают на физические факультеты лучших университетов мира. Однако никто из них не становится учеными. Причина проста – в Таиланде нет исследовательских центров, которые могут обеспечить их работой. Поэтому большинство выпускников служат чиновниками или уходят в бизнес. «Королевская школа» - партнер школы «Интеллектуал». Школа «Интеллектуал» принимала у себя школьников из этой самой престижной в Таиланде школы.

Сингапур [9, 10, 11]
Сингапур получил независимость в 1965 году. Страна не располагала природными ресурсами. Даже пресную воду поставляла Малайзия. Сейчас Сингапур считается одним из экономических чудес. За короткий срок его столица превратилась в азиатский Нью-Йорк. Экономические показатели государства впечатляют, несмотря на кризисы 1998 и 2001 гг. Да и нынешний глобальный кризис, хотя и больно задел это государство — город, отнюдь не подорвал его экономической мощи. Сингапурцы сочетают присущее странам этого региона трудолюбие и усердие с образованием и технологиями для подкрепления экономического роста. В Сингапуре рано осознали, что экономическое продвижение невозможно без хорошо поставленного образования.
Своими успехами Сингапур во многом обязан именно образованию, которое является в этом маленьком государстве объектом самого пристального внимания. Все малыши получают одинаковые стартовые условия. Зато раз в год для всех 11-12-летних проводится глобальное тестирование на IQ. Лучшие из лучших попадают в элитные учебные заведения. Их учебу полностью оплачивает государство. Здесь развита сеть дополнительного образования. При всех детских учреждениях работают кружки, секции, клубы по интересам. Это позволяет отвлечь детей от телевизора и занять полезными делами. Сингапур, в свое время, вложил огромные средства в обучение своих граждан в лучших университетах Англии. Сегодня сюда едут учиться из Южной Кореи, Китая, Японии, Таиланда, Вьетнама. Немало здесь и европейцев. Из 100 лучших по рейтингу топ-школ мира 15 находятся здесь.
Школа «Интеллектуал» в 2007-2008 гг. установила контакты с двумя такими школами: “National University of Singapure” и “Mathematics and physics High School”. На базе этих школ проводится международная детская конференция. Поочередно она посвящается то естественным наукам, то математике. “National University of Singapure” отвечает за “science” - естественные науки. “Mathematics and physics High School” организует конференции по математике. В 2008 году как раз проходила такая. Ее организация заслуживает внимания. Всем участникам было предложено домашнее задание. Это была задача по составлению программы для сложного промышленного раскроя стекла. А когда участники прибыли в Сингапур, их повели в порт и предложили составить программу швартовки и разгрузки судов так, чтобы простой был минимальным. Отметим, что Сингапур – один из крупнейших портов мира. Очевидно, что задачи эти не только интересны, но и объясняют, кто был спонсором школьных конференций. Следует отметить, что на этих конференциях собираются все лучшие школы этого региона. Во всяком случае, все школы, о которых шла речь выше, на них представлены. Заметим, что аналитика в вопросах образования там тоже поставлена хорошо. Успешное выступление команды “Интеллектуала” на обеих конференциях были отмечены, и министр образования дал поручение приехать в Москву и познакомиться с системой образования одаренных детей в России. Осенью 2008 года мы принимали директора “Mathematics and physics High School”, госпожу Virginia Cheng, которая приехала вместе с экспертами и с большим интересом познакомилась с опытом Московского химического лицея, 57 школы, “Интеллектуала” и некоторых других школ Москвы и С-Петербурга.
Рассмотрев кратко, через работу школы-интерната «Интеллектуал» проблему образования одаренных детей в Китае, Южной Корее, Таиланде и Сингапуре, отметим, что все эти страны объединяет серьезная заинтересованность в модернизации образования. За последние 20 лет они достигли серьезных успехов в строительстве национальных образовательных систем. Конечно, в целом, опыт этих государств не применим в других странах и в других условиях, но он заслуживает серьезного изучения, системного анализа. Но многое из того, что сделали в образовании страны Юго-восточной Азии представляет значительный интерес, в том числе и для создания инновационной системы образования в нашей стране.

Сайты

Китай
1. www.bsistudy.ru/country/china/ •
2. www.euro-education.ru/main/programs/china •
3. www.gymnasia8.kz/tradition/china
4. profedu.ru/news/calendar/detail
5. www.dipont-edu.org/alevel3i

Корея
6.www.infokorea.ru/economic_cooperation

Таиланд
7.www.zarplata.ru
8. www.yestravel.ru

Сингапур
9.Сингапур — интеллектуальный остров. //www.life-is-art.ru
10.Сингапур система образования // www.psychologos.ruл
11.Сингапур — интеллектуальный остров. //www.life-is-art.ru
Subscribe

  • автобиография

    Маркелов Евгений Владимирович, родился 3 февраля 1962 года в городе Новосибирске. В 1965 году с родителями переехал в Москву, где и проживаю до…

  • НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ФИЛЬМЕ «ШКОЛА»

    НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ФИЛЬМЕ «ШКОЛА» Вчера, 14 января 2010 года, по просьбе коллег посмотрел серию фильма «Школа» и последовавшую за ним дискуссию. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment